ЕГЭ – эти слова мы слышим очень часто, но особенно часто их упоминают и о нём говорят в конце весны – начале лета. Единый Государственный Экзамен – его боятся школьники (на самом деле боятсья только те, кто ни чего не знает. Почему? Об этом я вы узнаете позже), ругают родители, учителя и даже чиновники, но ведь ЕГЭ это не только зло, есть в нём и положительные моменты.
Это новая система, существенно отличающаяся от страрой – устаревшей, а всё новое люди зачастую встречают неохотно, а потому, зачастую, не представляют своей жизни без этого. Примером может служить Эфелева Башня в париже, которую парижане приняли “в штыки”, и, которую должны были снести через 20 лет после постройки, но потом к ней так привыкли, что сейчас она является символом всей Франции.
В этом посте, который обещает быть большим, я поделюсь своей точкой зрения на данную реформу в образовании. За основу поста возьму несколько распространённых мнений о ЕГЭ и выскажу свою точку зрения.
1) Очень часто можно услышать, что ЕГЭ – портит образование, среди выпускников стало больше неудовлетворительных результатов и т.д. Но так ли это на самом деле? Действительно ли старая, ставшая уже традиционной системой школьной аттестации лучше, чем ЕГЭ?
Раньше, в советское время она может и была хорошей – об этом я могу судить только по чьим либо рассказам, но в последние годы она себя изжила. ЕГЭ же, естественно не во всех моментах, гораздо лучше отражает реальную успеваемость учеников. Если раньше учеников запросто заваливали на экзаменах и не кого не волновало, как он будет потом “выкручиваться”, то в последние годы совсем не желающим учиться ученикам помогали на экзаменах, фактически они писали его под диктовку, чтобы они получили “заветную тройку” и выпустить их из школы, а что будет с ними дальше, куда они пойдут с такими знаниями, то это уже их проблемы. Так было не только в одной конкретной школе, С введением ЕГЭ такой вариант развития событий стал невозможен, тут не то чтобы кто-то подскажет, тут даже списать не у кого, кругом не знакомые люди, да ещё и вариантов штук 30 на каждую аудиторию (читай каждому человеку в аудитории – уникальный вариант).
Однако, старая система имеет перед ЕГЭ некоторые преимущества. Например, если ученик не смог решить задачу по нахождению количества точек экстремума по графику функции или производной функции, то это не значит, что он совсем не знает производную или не умеет работать с графиком – может он просто перепутал их с точками максимума? В этом тесты уступают, живому проверяющему.
Отсюда и выплыло большое количество двоешников после введения “новой системы”. Так произошло не потому, что люди стали хуже учиться, просто так стало гораздо труднее обмануть систему. Какие знания имеешь – такую оценку и получишь.
2) ЕГЭ приучает мыслить по шаблону, детей не учат ни чему, чего нет в ЕГЭ, а следовательно они стали меньше знать.
Это тоже достаточно популярный миф. Например, интегралов нет в ЕГЭ вообще, однако их всё равно проходят в школе. Как человек, который “вариться в этом” последний год и сдаёт это самое ЕГЭ в данный момент, я скажу вам – старая форма аттестации больше способствуют “шаблонизированию”. Почему? Да потому, что раньше вам выдавали список билетов (с этой системой я тоже хорошо знаком т.к. в 9 классе мы сдавали экзамены по традиционной системы – мы были последний выпуск 9-классников, которые аттестовывались в традиционной форме), что способствовало зубрёжке. Так я зазубрил все 75 ответов по географии за пару недель и запросто сдал экзамен на 4. Математику писали по сборникам, которые продавались в магазине и по которым в течении года всех тренировали. Можно было дома самому сесть и прорешать все 96 вариантов (по 7 заданий в каждом) и сдать хорошо экзамен. Вот где действительно обучение по шаблону.
С ЕГЭ ситуация иная – что будет на экзамене неизвестно до самого начала экзамена – пока ты не вскроешь тот самый конверт и не достанешь свой вариант. Задания известны только в общих чертах. Например я знаю, что в математике задание №3 части Б – будет уравнение, а какое уравнение – ни кому не известно. Может быть и логарифмическое и показательное и любое другое. Конечно оно будет не слишком сложным, ведь надо же как-то сдавать экзамен и получать аттестат тем, кто не ладит с математикой и кому она не нужна будет как профильный предмет в дальнейшем (в прошлом году минимальный порог, для получения аттестата, по математике составлял 5 заданий части Б). Однако, с математикой дела проще т.к. существует открытый банк заданий, где вы можете просмотреть все существующие задания ЕГЭ по математике, а их там десятки тысяч. Кроме того, в этом есть и отрицательные стороны – к примеру в задании №2 части “Цэ” геометрическая задача. Если попадётся пирамида, призма или другая хорошо изученная фигура, то я сделаю это задание, а если какой-либо “стовосьмидесятигранный многоугольник”, свойств которого я не знаю, то с выполнением задания могут возникнуть большие трудности, а следовательно я не получу за него баллы, которые очень дороги мне, ведь я собираюсь поступить в технический ВУЗ, где знание математике требуется лучшее, чем профильный предмет. Парадокс? Но так и есть.
Вывод из этого пунтка: старая система способствует зубрёжке и “шаблонизации” знаний, а ЕГЭ является в какой-то степени непредсказуемым, что заставляет мыслить в нестандартных ситуациях, но начала экзамена ни кто не знает какие задания будут у тебя, поэтому можно сталкнуться с неизвестной или слабоизученной темой и потерять драгоценные баллы.
Вроде всё, больше распространённых высказываний о ЕГЭ пока что-то и не вспомнить. Если вспомните вы или у вас будут какие-то вопросы, касаемые этой темы, пишите в комментариях к данному посту – подробно обо всём расскажу.
Попробую изложить положительные и отрицательные стороны данной реформы образования.
Плюсы:
- Выпускные экзамены являются одновременно и вступительными
- Документы на поступления можно подавать не более чем в 5 ВУЗов. Раньше надо было ехать и сдавать экзамены, если не сдал, то попробовать поступить в другой ВУЗ в этом году уже не получиться, т.к. вступительные проходили примерно в одно и то же время.
- ЕГЭ проверяется компьютером, а третья часть (часть “цэ”) проверяется двумя (в некоторых случаях тремя) экспертами из другого города. Вас не могут недооценить или переоценить, если вы чей-то “любимчик”.
Минусы:
- ЕГЭ проверяется компьютером, следовательно ЕГЭ не может оценить ваш нестандартный подход, а только лишь наличие правильного ответа, который вы могли поставить и наугад (в математике и литературе это невозможно).
- Неизвестно до самого начала экзамена какие задания могут быть, что вызывает дополнительное волнение перед экзаменом.
Вывод: всякая система рано или поздно устаревает и перестаёт давать ту отдачу, которая была раньше, поэтому приходиться что-либо менять, а иногда и менять коренным образом. Конечно, у ЕГЭ есть и недостатки, но и у традиционной системы они тоже есть. Кроме того, эта система ещё не идеальная, хотя уже выглядит не так плохо, как раньше. Пару лет назад она была в разы хуже, а сейчас же в неё были внесены значительные изменения. С этого года к ЕГЭ “привязали” административную ответственность. Теперь, за нарушение дисциплины (пронос мобильного телефона в аудиторию тоже считается нарушением дисциплины) учеников могут оштрафовать на сумму до 5000 рублей, а организаторов до 40 000 рублей. (ссылка) Я думаю, что через пару лет ЕГЭ “отшлейфуют” до наиболее лучшего состояния. Однако, очень плохо то, что ЕГЭ использовали ранее, когда система была очень “дырявой” и не продуманной.
Любые свои вопросы, предложения, а также своё мнение прошу высказывать в комментариях к данному посту. Постараюсь ответить на все ваши вопросы. С этой темой я очень хорошо знаком, не зря же в школах в течении двух лет почти ежедневно обучают именно устройству всей этой системы.
з.ы. Не откажусь и от вашей помощи, если сделаете ретвит или поделитесь ссылочкой с другом – буду очень благодарен.
Постовой: Устали от всяких экзаменов и зачётов? Хипстеры помогут вам расслабиться, скачав и послушав хорошую музыку разных музыкальных направлений.
Мне думается, что по некоторым точным науках ЕГЭ ввести вполне логично и уместно. Но такие предметы, как история или литература…
Возможно, но поэтому ЕГЭ по литературе не содержит части с выбором ответа. Все ответы в ЕГЭ по литературе надо вписывать в бланк из головы т.е. если не знаешь, то “попасть в точку” будет очень трудно. А в трейтьей части ответ надо не только дать, но ещё и аргументировать. По истории тоже не плохой вариант – на заданиях с выбором ответа много не наберёшь.
Однако, человек всё же будет лучше.
Возможно, что есть преимущества по сравнению с той системой, которую считают старой советской. Однако, решебники и сборники задач для экзаменов с готовыми ответами появились не так давно, и это уже был признаком загнивания.
Та система, о которой я могу сказать только хорошее, предполагала сдачу математики в два этапа: письменный и устный. На письменном решались задачи, а на устном можно было понять, насколько ученик реально знает предмет, задать уточняющие вопросы. Экзамен по истории показывал, как ученик умеет думать и излагать материал, а не количество заученных голых фактов в цифрах и датах.
А вот тут то самое, что вызывает такой негатив:
“в школах в течении двух лет почти ежедневно обучают именно устройству всей этой системы” – слишком много времени уделяется системе, а не тому, чтобы научить самостоятельно находить знания, отвечая на пока еще не заданные вопросы, то есть нет работы на перспективу!
Устная математика – полезная вещь, сам бы не отказался попробовать сдать её. 😉
А самой системе уделяется не так много времени, как кажется.
«в школах в течении двух лет почти ежедневно обучают именно устройству всей этой системы» – тут я имел ввиду что ежедневно хотя-бы пару слов скажут об оформлении бланков и т.д., это не значит, что уделяется, к примеру, целый урок на это. Почти всё устройство можно рассказать за один день, а затем лишь о некоторых изменениях рассказывают в течении года. Кроме того, это временно т.к. сейчас к ЕГЭ готовят с начальной школы, поэтому всё меньше и меньше времени будет этому уделяться. Те, кто сдавал его в прошлые года – вот им прихдилось тратить много времени на рассказы об устройстве системы.
Старая система тоже была хороша, но не в том виде, в котором мы привыкли её видеть, она требовала изменений т.к. в наше время она перестала работать должным образом. Кто виноват? Пожалуй, все понемногу. Однако, наше правительство решило, что проще создать новую, чем модернизировать старую.
Также, при старой системе некоторые экзамены требовали переработки, например экзамен по информатике.Ну что это за биллеты для выпускников, где надо дать определение алгоритма и вставить дискету в комьпютер, записать на неё файл и отформатировать её? По данному предмету ЕГЭ гораздо лучше – оно проверяет навыки логического мышление, умение программирования и создания алгоритмов и т.д, чего в билетах я не встречал.
Илья, это совершенно естественно, экзамен по информатике требует самых свежих знаний, и поэтому самая подходящая форма – самая новая. Но зачем все экзамены сводить к тестам? Не понимаю. Кстати, не только я. 😉
Я считяю, что тесты сделали потому, что экзамен Единый. Чтобы работы проверял компьютер, который будет одинаково оценивать любую работу, где сделано равное количество заданий, не зависимо от отношений между учителем и учеником и т.д. Проще говоря, чтобы все выпускники со всей страны оценивались одинаково и наиболее адекватно.
Рассуждение на тему нужен Единый или нет надоели уже. Закончили без него наш президент и т.д и т.п. Я учитель математики и мне обидно за талантливых ребят, которым не под силу набрать баллы по моему редмету.Природу не изменишь,каждому своё.Учить учителя, как преподавать,каждый горазд.Отупляет, не даёт объективности и унижает и учеников и учителей, которых кстати скоро совсем не останется.Работать устала , не от ребят,которых учу,а от тупости чиновников , не работавших в школе ни дня.
Учителя – это святое. Поэтому я ни чего не отвечу на ваш комментарий, дабы не спорить. 😉